Серые попугаи, как и слоны, шимпанзе и вороны, оказались способны к коллективному труду. При этом жако могли в совместном задании выполнять разные роли и даже проявляли разное предпочтение к партнёрам по эксперименту.
Попугаи жако вошли в интеллектуальную элиту животного мира: они продемонстрировали способность к сотрудничеству при выполнении заданий, требующих координации усилий от нескольких особей. Ранее похожие тесты предлагались шимпанзе и слонам, которые их успешно проходили, пишет Компьюлента.
В экспериментах орнитологов из Университета Западного Парижа — Нантер-ля-Дефанс попугаи должны были вместе и одновременно потянуть за верёвку, чтобы к ним выехал поднос с едой. Одна птица взяться сразу за оба конца не могла, нужен был напарник. Если попугаи тянули верёвку по очереди, это не приносило результата; птицы должны были действовать вместе и скоординировано. Попугай быстро понимал, в чём дело, и ждал, когда к нему присоединится напарник.
Среди птиц жако стали вторыми после врановых, которые оказались способны работать в команде.
Но этим дело не ограничилось. В исходном варианте эксперимента роли каждой птицы из пары были одинаковы: оба попугая должны были тянуть за верёвку. Учёные усложнили условия: одному жако полагалось тянуть верёвку, а другому следовало взобраться на клетку, в которой стоял поднос с едой, и освободить защёлку, мешавшую подносу выехать к птицам. Попугаи оказались способны не только работать в команде, но и выполнять разные функции, хотя смена ролей давалась им в этом эксперименте с трудом.
Наконец, что было совсем необычным для учёных, попугаи выбирали, работать им с коллегами или нет, исходя из каких-то «личностных» предпочтений. Птицам было предоставлено на выбор два устройства. В одном из них попугай мог получить еду, если просто тянул за верёвку; во втором еды было больше, но добыть её можно было только в сотрудничестве с коллегой. Исследователи наблюдали, как одна из птиц всякий раз предпочитала работать сольно, хотя в предварительных экспериментах показывала способность к сотрудничеству. А другой попугай всегда дожидался напарника, с которым они вместе росли и были очень дружны.
Таким образом, серые попугаи не просто оказались способны к коллективному труду: в соответствии со своими индивидуальными чертами они могли проявлять гибкость в выборе стратегии поведения даже в таком важном вопросе, как добыча пищи.